Как научить ребенка правилам дорожного движения

Уважаемые родители!!!
Вы, конечно, знаете, что очень важно объяснить ребенку правила перехода дороги.
Возможно, Вы уделили этому не один час. Но, к сожалению, не всегда объяснения и наставления взрослых достигают желаемого эффекта.
Частой ошибкой, допускаемой в таких случаях, является неправильный подход к началу беседы. Говорить с детьми об опасностях дороги излишне строгим тоном неэффективно. В таком случае, ребенок не будет заинтересован в беседе и в результате усвоит лишь малую часть информации. Гораздо эффективнее поговорить с ребенком спокойно, выбрав момент, когда он ничем не занят и его внимание в Вашем распоряжении. Перед объяснениями обозначьте важность и серьезность разговора, пусть ребёнок почувствует свою значимость. Быть внимательным возле дороги –это не просьба, а не требование. Ребёнок должен понимать, что ему грозит опасность и за него переживают. Такая мотивация гораздо сильнее, чем опасения наказания или упреков. Еще одна распространенная ошибка родителей – действия по принципу «со мной можно». Если Вы показываете ребенку на собственном примере, как перебежать на красный свет, будьте уверены: оставшись один, он попытается повторить этот трюк.

Методические приёмы обучения ребёнка навыкам безопасного поведения на дороге

• В дорожной обстановке обучайте ориентироваться и оценивать дорожную ситуацию.

• Разъясняйте необходимость быть внимательным, осторожным и осмотрительным на дороге.

• Воспитывайте у ребёнка потребность быть дисциплинированным, вырабатывайте у него положительные привычки в безопасном поведении на дороге.

• Разъясняйте необходимость быть постоянно бдительным на дороге, но не запугивайте транспортной ситуацией.

• Указывайте на ошибки пешеходов и водителей.

• Разъясняйте, что такое дорожно-транспортные происшествия (ДТП) и причины их.

Возрастные особенности детей при осознании опасности 

В силу своего возраста младшие школьники, находясь на улице, не всегда осознают опасность, не знают, что движущийся автомобиль не может сразу остановиться при внезапном появлении пешехода на проезжей части. Дети считают, что если они видят автомобиль, то и водитель тоже их видит и объедет. Они не способны замечать приближающиеся издалека транспортные средства и правильно оценивать дорожную ситуацию.

Им сложно определить, откуда доносится шум. Они реагируют только на те звуки, которые им интересны. Не могут перевести взгляд с близких объектов на дальние и наоборот. Услышав сигнал автомобиля, школьники могут сделать роковой шаг навстречу опасности. Они боятся больших грузовых машин, автобусов, троллейбусов и недооценивают опасности легковых автомобилей, мотоциклов, велосипедов.

У детей младшего школьного возраста не сформирована координация движений, они не могут одновременно выполнять сразу несколько действий.

В экстремальной ситуации, когда нужно решить, как поступить, дети впадают в состояние безысходности, незащищенности. Чем труднее ситуация, тем сильнее развивается торможение в центральной нервной системе.

Малыш медленно и часто неправильно принимает решение, так как теряется, не зная, что делать.

Именно поэтому при переходе через дорогу взрослые всегда должны держать ребенка за руку. Особенно это касается детей, которые входят в группу риска (слишком подвижные, излишне эмоционально-возбудимые или, напротив, заторможенные).  


Памятка для родителей "Причины детского дорожно-транспортного травматизма”  
• Переход дороги в неположенном месте, перед близко идущим транспортом.

• Игры на проезжей части и возле нее.

• Катание на велосипеде, роликах, других самокатных средствах по проезжей части дороги.

• Невнимание к сигналам светофора. Переход проезжей части на красный или желтый сигналы светофора.

• Выход на проезжую часть из-за стоящих машин, сооружений, зеленых насаждений и других препятствий.• Неправильный выбор места перехода дороги при высадке из маршрутного транспорта. Обход транспорта спереди или сзади.

• Незнание правил перехода перекрестка.

• Хождение по проезжей части при наличии тротуара.

• Бегство от опасности в потоке движущегося транспорта.

• Движение по загородной дороге по направлению движения транспорта. 

Памятка для родителей

равила поведения на остановке маршрутного транспорта” 
• Не ускоряйте шаг и не бегите вместе с ребенком на остановку нужного маршрутного транспорта. Приучите ребенка, что это опасно, лучше подождать следующий автобус (троллейбус) и т. д.

• На остановках маршрутного транспорта держите ребенка крепко за руку. Нередки случаи, когда ребенок вырывается и выбегает на проезжую часть.

• Переходите проезжую часть только на пешеходных переходах. Не обходите маршрутный транспорт спереди или сзади. Если поблизости нет пешеходного перехода, дождитесь, когда транспорт отъедет подальше, и переходите дорогу в том месте, где она хорошо просматривается в обе стороны.

• При высадке из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси выходите первыми. В противном случае ребенок может упасть или выбежать на проезжую часть дороги. 

  Памятка для родителей"Обучение детей наблюдательности на улице" 


• Находясь на улице с ребенком, крепко держите его за руку.

• Учите ребенка наблюдательности. Если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, кусты, остановитесь, научите ребенка осматриваться по сторонам и определять: нет ли опасности приближающегося транспорта. Если у подъезда дома есть движение транспорта, обратите на это его внимание. Вместе с ним посмотрите, не приближается ли транспорт.

• При движении по тротуару придерживайтесь стороны подальше от проезжей части. Взрослый должен находиться со стороны проезжей части.

• Приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом автомобилей из арок дворов и поворотами транспорта на перекрестках.

• При переходе проезжей части дороги остановитесь и осмотритесь по сторонам. Показывайте ребенку следующие действия по осмотру дороги: поворот головы налево, направо, еще раз налево. Дойдя до разделительной линии, делайте вместе с ним поворот головы направо. Если нет движения транспорта, продолжайте переход, не останавливаясь, а если есть – остановитесь на линии и пропустите транспорт, держа ребенка за руку.

• Учите ребенка всматриваться вдаль, пропускать приближающийся транспорт.

• Наблюдая за приближающимися транспортными средствами, обращайте внимание ребенка на то, что за большими машинами (автобус, троллейбус) может быть опасность – движущийся на большой скорости легковой автомобиль или мотоцикл. Поэтому лучше подождать, когда большая машина проедет, и убедиться в отсутствии скрытой опасности.

• Не выходите с ребенком на проезжую часть из-за каких-либо препятствий: стоящих автомобилей, кустов, закрывающих обзор проезжей части.

• Переходите проезжую часть не наискосок, а прямо, строго перпендикулярно. Ребенок должен понимать, что это делается для лучшего наблюдения за движением транспорта.

• Переходите проезжую часть только на зеленый сигнал светофора. Объясняйте ребенку, что переходить дорогу на зеленый мигающий сигнал нельзя. Он горит всего три секунды, можно попасть в ДТП. Помните, что ребенок обучается движению по улице прежде всего на вашем примере, приобретая собственный опыт! 

Типичные ошибки в поведении школьников на улице  

При проведении занятий  стоит обращать их внимание на типичные ошибки в поведении учеников на улице:

• самостоятельный переход проезжей части дороги в неположенном месте;

• самостоятельный переход проезжей части дороги на красный или желтый сигналы светофора;

• неожиданный выход на проезжую часть дороги из-за стоящего транспорта, сооружений, зеленых насаждений, других препятствий, закрывающих обзор;

• ходьба вдоль проезжей части при наличии тротуара;

• самостоятельное движение вдоль проезжей части загородной дороги по направлению движения транспорта;

• игра на проезжей части и вблизи нее;

• неосторожность на тротуаре или во дворе дома, куда автомобили могут въезжать и выезжать из гаражей, подвозить грузы к магазинам, заезжая на тротуар и др. Статистика показывает, что значительное число дорожно-транспортных происшествий (далее – ДТП) с участием школьников происходит также в ситуациях, когда они правильно ведут себя на улице, но из-за маленького роста бывают не видны водителям. Поэтому родители должны научить детей быть максимально внимательными на улице. Большое число ДТП с участием детей-пассажиров происходит по вине родителей, которые перевозят их в автомобилях на переднем сиденье, не пристегивая ремнями безопасности 
 

Что должен знать велосипедист


Первым изобретателем велосипеда был немец Дрез фон Зауэрбронн, который в 1818 году представил всем свою дрезину – два соединённых рамой колеса, руль и седло. Педалей тогда ещё не было, и для движения надо было отталкиваться ногами от земли.

В 1861 году француз Пьер Мишо сделал велосипед с педалями. И вот в 1875 году появился первый двухколёсный велосипед. Но для более быстрой езды люди увеличили переднее колесо. Он был очень опасен, потому что переднее колесо было таким большим, что можно было свернуть себе шею, упав с велосипеда. И только в 1886 году англичанин Старли соорудил настоящий двухколёсный велосипед, у которого было два одинаковых колеса, две педали и цепь. Так появилась цепная передача в этой популярной машине.

А в 1888 году свой вклад в создание велика внёс ирландец Данлоп. Он снабдил колёса надувными шинами. Так Данлоп помог своему внуку. Ирландец обратил внимание на то, как мучается его внук, катаясь на велосипеде. Вот добрый дедушка и придумал надувные шины, с которыми стало спокойно и мягко ездить по любым дорогам.

Велосипеду повезло: его постоянно усовершенствовали. Особенно это касается гоночных машин. Конструкторы уменьшают их вес и совершенствуют аэродинамику. Они обратили внимание, что в велосипедных спицах воздух вязнет и уменьшает скорость. Тогда колёса заменили на пластиковые диски. По ним воздух скользит, и велосипед едет быстрее. А ещё педали стали делать меньшего размера. Последним «писком» велосипедной моды пока остаётся велосипед, сидя на котором, спортсмен почти лежит. Так он уменьшает сопротивление воздуха.

Вниманию педагогов: после такой вступительной части знакомьте учащихся с некоторыми терминами (их можно написать или вывесить на доске):

Велосипед – транспортное средство, имеющее два колеса или более и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нём.

Транспортное средство – устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нём.

Водитель – лицо, управляющее каким-либо транспортным средством.

Участник дорожного движения – лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.

Из этого вывод: раз велосипед – это транспортное средство, то велосипедист – водитель этого транспортного средства, а значит, и участник дорожного движения.

"Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил дорожного движения, сигналов светофора, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.

Движение по автомагистрали запрещено, а вот там, где автомагистраль заканчивается, велосипедистам ехать можно. Конечно, нельзя ездить на велосипеде и под знаки «Дорога для автомобилей», «Движение запрещено», «Движение на велосипедах запрещено».

А вот как велосипедистам совершать маневры – поворачивать? Рассказываем о специальных сигналах.

Специальные сигналы при движении на велосипеде:

Для обозначения маневра правилами предусмотрены следующие знаки: Поворот или перестроение направо: вытянутая правая рука, либо вытянутая и согнутая в локте левая. Поворот или перестроение налево: вытянутая левая рука, либо вытянутая и согнутая в локте правая. Однако не рекомендуется пользоваться альтернативными способами (там, где согнутая рука) – водители могут и не понять. Остановка: поднятая вверх рука (любая).

Теперь предлагаем сказать, что нельзя делать велосипедистам, чтобы проверить их знания. Подводим итог.

Велосипедистам запрещено:

    Ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой.

    Ездить по дорогам при наличии рядом велосипедной дорожки.

    Движение по тротуарам и пешеходным дорожкам.

    Движение велосипедов на автомагистралях. Автомагистрали обозначаются знаками "Автомагистраль” и "Дорога для автомобилей».

    Поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении.

    Запрещается буксировка велосипедов. Т.е. никаких сцепок, тросов и прочих уловок и приспособлений.

    Нельзя ездить на велосипеде по проезжей части до 14 лет.

Других ограничений для велосипедистов нет. Естественно, надо соблюдать такие очевидные моменты, как движение по встречной полосе (движение в России правостороннее) и движение на запрещающий сигнал светофора.

 
Памятка пассажиров и пешеходов.